Авторский мейнстрим
В 2008-ом году, выходя из кинотеатра после просмотра «Тёмного рыцаря», я был в полной уверенности, что увидел лучший фильм в своей жизни, лучший фильм десятилетия. И что Кристоферу Нолану навряд ли удастся переплюнуть собственное творение, как максимум - приблизиться к нему, но уж никак не раньше чем через 5-7 лет. Как я только мог сомневаться в гении одного из наиболее одарённых сценаристов и режиссёров современности. Конечно же, некорректно сравнивать две последние его картины. «Тёмный рыцарь» - это всё же фильм, в основу которого были положены комиксы, ориентированный на более широкую аудиторию. А вот «Начало» – это уже самостоятельный, авторский проект Нолана, проект, который он создавал на протяжении многих лет, который оставил свой отпечаток на всех его работах.
Достаточно вспомнить финальный монолог Леонарда из фильма «Помни» 2000-го года: «Я должен верить в тот мир, который создает мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл. Я должен верить, что когда я закрываю глаза, мир не исчезает. А я верю, что мир не исчез? Я верю, что он еще здесь?.. Да. Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать кто мы такие. Я не исключение».
По значимости для истории кинематографа, для его развития, по уровню влияния на зрителя, «Начало» стоит на одном уровне с «Тёмным рыцарем». Для кого-то этот фильм стал откровением, ярким столпом света, озаряющим мир мейнстрима в киноиндустрии. Киностудия, полностью уверенная в Нолане, не поскупившись, выделила 100 миллионов долларов на рекламу данного проекта. Довольно рискованный шаг, особенно если сегодня посмотреть на кассовые сборы фильма. Да и многочисленные трейлеры не способны передать всей атмосферы нового фантастического мира, созданного Ноланом. Хотя мне был очень полезен комикс-приквел к фильму, он избавил меня от лишних вопросов и я с первых же секунд просмотра погрузился с головой в сказку. До миллиарда, заработанного «Тёмным рыцарем», «Начало» не добралось, зато повторило его триумф, моментально взлетев на первые места кинорейтингов различных интернет-порталов. А это говорит о многом:
- О том, что картина оставляет в душах и сердцах людей значительный след, запоминается и продолжает радовать даже по окончании сеанса;
- О том, что зритель ещё не до конца одеревенел и подумает, прежде чем променять внятный сюжет и диалоги, харизматичных и вдумчивых персонажей, прекрасный и целостный мир на сомнительную новизну 3D блокбастеров;
- О том, что кинематограф не умирает с приходом коммерции, он перерождается в крупнобюджетное авторское кино, а не в аттракцион для подвыпившей публики.
Фильм рассказывает нам историю Доминика Кобба, профессионального манипулятора людьми, профессионального вора, лучшего в своей области. Его работа заключается в выявлении и изъятии чужых тайн и засекреченных сведений. Вот только работает он не с замками на огромных стальных дверях подземных хранилищ, а с более уязвимым источником информации – человеческим сознанием. Его команда проникает туда через пелену сновидений, создавая изощрённые лабиринты, где жертва ограбления плутает одурманенная, неосознанно приводя Кобба к заветному конверту, вручая его в руки кукловода, а после пробуждения зачастую и не помнящая об этих событиях, считая всё произошедшее наваждением. Последнее дело для могущественной энергетической компании «Кобол» Доминик к своему ужасу проваливает, так как Сайто (объект) знал о попытке проникновения в его разум. Теперь он вынужден бежать, так как за его голову назначена ещё одна награда. Но Сайто предлагает Коббу самую сложную работу за всю его карьеру, вознаграждением служит списание всех долгов, снятие обвинений и безопасное возвращение домой к детям, которых он не видел долгое время. Вот только задание куда сложнее, чем может вообразить любой человек его профессии. Кобб, привыкший изымать идеи и мысли, на этот раз должен эту самую идею внедрить, заставить наследника многомиллиардной корпорации добровольно развалить компанию своего отца. Это дело всей его жизни и шанс на искупление грехов, Доминик не может не согласиться и собирает команду лучших из лучших.
«Начало» – это путешествие длинною в жизнь, сеанс психотерапии для Доминика Кобба, который мы проживаем вместе с ним. Для него грёзы стали реальностью, а реальность – сном. Долгим, тяжёлым сном, от которого невозможно проснуться или убежать, который нужно прожить. Он корит себя за совершённые поступки, за упущенные возможности. Но он идёт дальше, продирается сквозь дебри корпоративных интриг и махинаций. Он знает, что если он может создавать целые города, континенты, миры в своём сознании и управлять ими, то уж и со своей жизнью он непременно совладает, он вернётся домой. За такого глубокого и естественного персонажа мы обязаны выразить благодарность Леонардо ДиКаприо. Он создал живого человека, сомневающегося и верящего, любящего и боящегося, смеющегося и плачущего, наполненного эмоциями не глубокими, но эмоциями яркими. Многие приводят в сравнение персонажа ДиКаприо из «Острова проклятых» Мартина Скорсезе, я считаю его неуместным. Это всё равно, что сравнивать кролика и зайца. Хотя именно работа на протяжении долгих лет со Скорсезе создала того актёра, которого представляет из себя ДиКаприо сейчас. Очень жаль, что российский зритель не может оценить глубину и интонации его голоса с хрипотцой. Дубляж в этот раз, на удивление, не вызывает нареканий, точнее не раздражает, как зачастую бывает, а тщательное следование движению губ в некоторых сценах крупных планов радует и ухо и глаз.
Хочется особо отметить Тома Харди, исполнителя роли Эймса, чей чудесный акцент тоже нет возможности услышать. Его персонаж получился самым живым и реалистичным в этом мире криминальных страстей, периодически источающим добрый юмор, от которого люди в зале хихикают и ухмыляются, а не смеются в голос. Марион Котийяр, появляясь на экране в роли проекции жены Кобба, вызывает ощущение опасной бритвы, приставленной к горлу, что добавляет остроты многим напряжённым моментам. Леденчик Эллен Пейдж в свои 22 года всё ещё выглядит на 15, чем выделяется на фоне остальных героев и вызывает непременную симпатию у зрителя своей добротой и сопричастием. Также запомнились Кен Ватанабе, наполняющий картину восточной сдержанностью и колоритом, и Майкл Кейн, который в своём классическом амплуа добросердечного старика интеллектуала неподражаем. Совместно на площадке вся актёрская команда смотрится невероятно гармонично, в этом заслуга Кристофера Нолана, который всегда знает, чего хочет, доходчиво объясняет это актёрам и трудится, не покладая рук и запуская эти руки во все аспекты создания картины. Особенно мне нравится страсть режиссёра к работе в натуральных условиях, с минимальным участием визуальных эффектов. Отсюда мы видим поразительного качества съёмки в различных уголках мира, которые ещё больше погружают нас в происходящее с головой.
Актёрская игра, оригинальность и сложность сценария дополняются тщательной проработкой деталей, великолепной постановкой и монтажом, в чём Нолану всегда не было равных. Зритель проходит весь путь вместе с главными героями, от начала и до конца, поэтому белых пятен просто не остаётся. Операторская работа Уолли Пфистера, который трудился вместе с Ноланом над созданием всех его картин, лично меня заставила задержать дыхание. Особенно захватывающими были съёмки во вращающемся коридоре и на склоне заснеженной горы. Так же неповторимую атмосферу этого иллюзорного мира создаёт музыка, созданная признанным гением в своей области, Хансом Циммером. На этот раз мир «Начала» был создан с большим участием духовых инструментов и тишины, будто бы он соткан из воды и призрачных видений. Музыка поразительно гармонично вписывается в повествование. Она является неотъемлемой частью этого фильма, усыпляя и вводя зрителя в транс, необходимый для восприятия реальности нового творения Нолана. В эту сказку хочется погружаться снова и снова, только ради тех ощущений, которые тебя охватывают после просмотра. Ощущений эфемерности, шаткости пространства и сознания. Этот фильм задаёт вопросы, но не оставляет их без ответа, он закладывает своё зерно в глубине твоего сознания, оставаясь в мыслях ещё на долгое время. А не за этим ли мы ходим в кино, чтобы получить те ощущения, которых в обыденной жизни так не хватает. «Начало» даёт зрителю всё, чего он только может пожелать. Это нужно почувствовать самому.
9/10
«Начало» – это путешествие длинною в жизнь, сеанс психотерапии для Доминика Кобба, который мы проживаем вместе с ним. Для него грёзы стали реальностью, а реальность – сном. Долгим, тяжёлым сном, от которого невозможно проснуться или убежать, который нужно прожить. Он корит себя за совершённые поступки, за упущенные возможности. Но он идёт дальше, продирается сквозь дебри корпоративных интриг и махинаций. Он знает, что если он может создавать целые города, континенты, миры в своём сознании и управлять ими, то уж и со своей жизнью он непременно совладает, он вернётся домой. За такого глубокого и естественного персонажа мы обязаны выразить благодарность Леонардо ДиКаприо. Он создал живого человека, сомневающегося и верящего, любящего и боящегося, смеющегося и плачущего, наполненного эмоциями не глубокими, но эмоциями яркими. Многие приводят в сравнение персонажа ДиКаприо из «Острова проклятых» Мартина Скорсезе, я считаю его неуместным. Это всё равно, что сравнивать кролика и зайца. Хотя именно работа на протяжении долгих лет со Скорсезе создала того актёра, которого представляет из себя ДиКаприо сейчас. Очень жаль, что российский зритель не может оценить глубину и интонации его голоса с хрипотцой. Дубляж в этот раз, на удивление, не вызывает нареканий, точнее не раздражает, как зачастую бывает, а тщательное следование движению губ в некоторых сценах крупных планов радует и ухо и глаз.
Хочется особо отметить Тома Харди, исполнителя роли Эймса, чей чудесный акцент тоже нет возможности услышать. Его персонаж получился самым живым и реалистичным в этом мире криминальных страстей, периодически источающим добрый юмор, от которого люди в зале хихикают и ухмыляются, а не смеются в голос. Марион Котийяр, появляясь на экране в роли проекции жены Кобба, вызывает ощущение опасной бритвы, приставленной к горлу, что добавляет остроты многим напряжённым моментам. Леденчик Эллен Пейдж в свои 22 года всё ещё выглядит на 15, чем выделяется на фоне остальных героев и вызывает непременную симпатию у зрителя своей добротой и сопричастием. Также запомнились Кен Ватанабе, наполняющий картину восточной сдержанностью и колоритом, и Майкл Кейн, который в своём классическом амплуа добросердечного старика интеллектуала неподражаем. Совместно на площадке вся актёрская команда смотрится невероятно гармонично, в этом заслуга Кристофера Нолана, который всегда знает, чего хочет, доходчиво объясняет это актёрам и трудится, не покладая рук и запуская эти руки во все аспекты создания картины. Особенно мне нравится страсть режиссёра к работе в натуральных условиях, с минимальным участием визуальных эффектов. Отсюда мы видим поразительного качества съёмки в различных уголках мира, которые ещё больше погружают нас в происходящее с головой.
Актёрская игра, оригинальность и сложность сценария дополняются тщательной проработкой деталей, великолепной постановкой и монтажом, в чём Нолану всегда не было равных. Зритель проходит весь путь вместе с главными героями, от начала и до конца, поэтому белых пятен просто не остаётся. Операторская работа Уолли Пфистера, который трудился вместе с Ноланом над созданием всех его картин, лично меня заставила задержать дыхание. Особенно захватывающими были съёмки во вращающемся коридоре и на склоне заснеженной горы. Так же неповторимую атмосферу этого иллюзорного мира создаёт музыка, созданная признанным гением в своей области, Хансом Циммером. На этот раз мир «Начала» был создан с большим участием духовых инструментов и тишины, будто бы он соткан из воды и призрачных видений. Музыка поразительно гармонично вписывается в повествование. Она является неотъемлемой частью этого фильма, усыпляя и вводя зрителя в транс, необходимый для восприятия реальности нового творения Нолана. В эту сказку хочется погружаться снова и снова, только ради тех ощущений, которые тебя охватывают после просмотра. Ощущений эфемерности, шаткости пространства и сознания. Этот фильм задаёт вопросы, но не оставляет их без ответа, он закладывает своё зерно в глубине твоего сознания, оставаясь в мыслях ещё на долгое время. А не за этим ли мы ходим в кино, чтобы получить те ощущения, которых в обыденной жизни так не хватает. «Начало» даёт зрителю всё, чего он только может пожелать. Это нужно почувствовать самому.
9/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий