суббота, 15 марта 2014 г.

Как выбрать кьянти? На примере Casalino Chianti Classico

Барбара Р. Фелиски «Кьянти Виста»
Барбара Р. Фелиски «Кьянти Виста»
Кьянти всегда было вином простолюдинов, а его всемирной известности в своё время поспособствовали итальянские мигранты, хлынувшие в Новый Свет на поиски лучшей жизни. Возможно, именно по этой причине кьянти столь популярно в России – когда-то стране крестьян и рабочих. Русские любят это вино, в любом магазине можно встретить его в избытке, иногда под кьянти выделяется даже целый стенд. Отчасти потому, что это единственное известное  большинству итальянское вино. Отчасти потому, что это уникальное мировое явление. О других знаковых винах Италии я напишу в следующий раз, а в этой статье я хочу рассказать, на что нужно ориентироваться при выборе кьянти в магазине, чтобы не потратить лишние деньги и не разочароваться в покупке.

История кьянти – его наследие

Традиционно кьянти производят в центральной Тоскане, в регионе Кьянти. Первое упоминание названия «кьянти» датируется XIII веком, но раньше практически любое вино из этого региона носило такое имя, даже белое. Как таковой классический рецепт кьянти появился в середине XIX века: 70% Санджовезе + 15% Канайоло + 15% Мальвазии. Сейчас по закону, чтобы вино имело право называться кьянти, в нём должно содержаться не менее 80% Санджовезе. Во второй половине XX века многие производители стали сокращать количество белых сортов винограда в кьянти, да и вообще стали возвращаться к истокам, когда кьянти было моносортовым вином. Поэтому сейчас можно найти много кьянти из 100% Санджовезе. Хотя некоторые ценители считают подобное вино примитивным, нельзя отрицать исключительность и средневековое очарование его вкуса.

Регион кьянти – его родина

Структура винного региона Кьянти
Структура винного региона Кьянти
Изначально регион Кьянти вмещал в себя три небольшие деревушки, в окрестностях которых и собирался виноград Санджовезе для изготовления кьянти. Сегодня производимое на этой территории  вино именуется Кьянти Классико, и считается самым лучшим. В первой половине XX века регион с правами на производство кьянти вырос: к нему добавились подзоны, которые впоследствии также расширялись. Сейчас регион Кьянти состоит из 8 зон и занимает почти всю центральную Тоскану. Кроме зоны Кьянти Классико стоит отметить лишь Кьянти Руфино, так как там делают действительно примечательные вина (ну, так говорят люди, которым я доверяю). В остальных, за редкими исключением, делают простенькое кьянти для массовой дистрибуции. Поэтому они не указываются на лицевой этикетке.

Состав кьянти – его основа

Сорта использованного винограда часто даже с процентами расписаны на контрэтикетке вина. К основе из Санджовезе могут быть добавлены любые одобренные сорта: Канайоло, Мальвазия, Треббиано, Колорино, Мерло, Каберне Совиньон, Сира (Шираз) и др. Каждый виноград привносит в кьянти характерные для своего сорта черты. К примеру, использование ярко фруктового Мерло позволяет исключить из рецепта белые сорта винограда. Считается, что белый виноград упрощает и удешевляет кьянти. Поэтому в середине 2000-ых для производства Кьянти Классико было запрещено использование белых сортов винограда (Мальвазия, Треббиано и пр.). Но если всё же нужен классический вкус кьянти, следует искать вино из Санджовезе, Канайоло и Мальвазии. Либо урожая до 2005 года, либо не из зоны Кьянти Классико.

Категория кьянти – его качество

Пирамида категорий итальянских вин
Пирамида категорий итальянских вин
Кьянти – это высококачественное вино, производимое в конкретном регионе, поэтому оно не может быть категории ниже DOC. Эта категория гарантирует, что вино было произведено в пределах обозначенного законом региона Кьянти из выращенного там винограда с соблюдением традиционных технологий и рецептуры. Категорию DOCG может получить только вино, которое прошло дегустацию и получило высокие оценки экспертной комиссии. Некоторые производители делают вино в регионе Кьянти с дерзкими нарушениями винного законодательства, что не даёт им право указывать на этикетке само название «Кьянти». Некоторые такие вина причисляют к дорогим и очень модным супертосканским винам более низкой категории IGT.

Петух кьянти – его символ

Чёрный петух на Casalino Chianti Classico
Чёрный петух на Casalino Chianti Classico
Любой итальянец скажет вам, что кьянти надо покупать только с чёрным петухом на бутылке, дескать, лишь оно правильное. На самом деле это только отчасти правда. Знаменитый чёрный петух является символом Консорциума производителей кьянти. Его образовали 90 лет назад 33 винодела, производившие вино на территории изначального региона Кьянти. Тем самым они хотели выделить своё высококачественное кьянти среди прочих. И им это удалось, да ещё и во всём мире. Многие абсолютно убеждены, что это символ подлинности вина.

Но в XXI веке чёрный петух является обычным торговым знаком, так как сейчас Консорциум насчитывает 600 членов, хотя их логотип и даёт определённые гарантии качества. Ведь именно Консорциум добился получения для зоны Кьянти Классико высшей категории DOCG, и продолжает контроль качества вин на этой территории. Вот только в погоне за чёрным петухом можно пропустить более интересные вина, на этикетке которых нет этого раскрученного символа.

Бутылка кьянти – его лицо

Контрэтикетка Casalino Chianti Classico
Контрэтикетка Casalino Chianti Classico
На бутылке кьянти всегда есть вся необходимая для выбора информация. Категория указывается на специальной марке на горлышке. Если на этикетке написано Chianti Classico – вино произведено в зоне Кьянти Классико. Кьянти из других зон обычно называется просто Chianti. Chianti Superiore чуть более высокого качества, чем обычный Chianti. Надпись Riserva говорит о выдержанности и крепости вина – не менее 27 месяцев, минимум 12,5% алкоголя. Для Chianti Classico стандарт – не менее 7 месяцев, минимум 12% алкоголя. А для обычного Chianti – не менее 4 месяцев, минимум 11,5% алкоголя. Оптимальный возраст для кьянти – от 2 до 7 лет.

Сама бутылка может быть любой. В основном это классические бордосские бутылки без изысков. Нередко кьянти разливают в традиционные итальянские фьяски: пузатые каплевидные бутылки, оплетённые лыком. Как и в случае с чёрным петухом, это просто рекламный ход. Только цель фьясок совсем другая: продать туристам вино среднего качества по более высокой цене. Кьянти во фьясках обычно не представляет из себя ничего особенного и часто разочаровывает, хотя стоит прилично.

Цена кьянти – его рамки

Хорошее кьянти не может быть дешёвым. Но и за дороговизной гнаться не стоит. При этом для кьянти разных видов (кроме самых элитных) характерны достаточно строгие ценовые рамки. Chianti DOC – примерно 300 рублей. Chianti DOCG – 300-600 рублей. Chianti Classico DOCG – 600-1200 рублей. Chianti Riserva – свыше 1200 рублей. Главное, не стоит забывать, что каждое кьянти по-своему хорошо. Первое отлично подойдёт, чтобы запить пиццу или шашлык с друзьями. Второе идеально для семейного ужина с запечённым мясом. Третье следует приберечь для особых случаев и дегустационного настроения. Ну а последнее уже для искушённых ценителей итальянских вин.

Casalino Chianti Classico

Casalino Chianti Classico
Это вино я выбрал, руководствуясь описанными выше принципами и личными предпочтениями. Это Chianti Classico категории DOCG. Винодельня Casalino располагается в самом сердце Тосканы: в 10 километрах на северо-запад от Сиены. 100% Санджовезе – сильно повлиял на выбор из-за моей любви к моносортовому вину. Вино урожая 2008 года – отличный год для Санджовезе, но не выдающийся (ближайшие урожаи мечты – 2010, 2006, 2004). Выдержка порядка 3 лет – на этикетке не написано Riserva, возможно, из-за хитрой технологии выдержки вина. Возраст около 5 лет – такое вино уже можно пить, а можно отложить ещё на пару лет. Алкоголь 13% – соответственно, оно предельно крепкое и сухое. Цена чуть менее 700 рублей – вполне умеренная для такого вина, учитывая его выдержку. Чёрный петух на горлышке – спрятался сбоку, был замечен только после покупки уже дома. Содержит диоксид серы – этого совершенно не нужно бояться, на вкус он не влияет, а вино сохраняет (возможно указание как сульфитов или Е220).

В итоге я получил именно то, что мне было нужно. Вино почти фиолетового цвета, достаточно бледного из-за длительной выдержки. Пряный запах с преобладанием вишни. Во вкусе гранат и сухофрукты. Удивительное ванильное послевкусие. Вино крепкое, тёплое и насыщенное. Мягкие танины – приятная не надоедающая терпкость. Пить лучше при комнатной температуре ближе к 18°C. Будет хорошо сочетаться практически с любой едой. Но лучше всего подавать к тяжёлой мясной пище. Отличное вино для особых случаев.

Вот и всё, в принципе, что нужно знать о кьянти, чтобы не ошибиться с его выбором. Приятных покупок и дегустаций, не тратьте деньги впустую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий