среда, 19 марта 2014 г.

Рецензия на фильм Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel

Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel

Кинематографическая беллетристика

Любимый странной любовью Уэс Андерсон снова дал повод усомниться в моих чувствах к нему, и тем самым сделал эту любовь ещё страннее. Чудак, склонный к вычурности и театральности. Большой ребёнок, любящий играть в кукольный театр. Он каждый раз чем-то удивляет. Репутация и авторитет Андерсона заставляют именитых актёров и рядовых зрителей беспрекословно доверять его гению. И новый фильм «Отель «Гранд Будапешт» ещё на Берлинале выписал ему очередной кредит доверия, высоко задрав авторскую планку. Фильм получил солидные оценки и множество лестных отзывов, но крайне неуверенно повёл себя в прокате. Следовало полагать, что комедия с рейтингом R мало кому приглянется в преддверии весны. Но посмотреть этот фильм всё же стоит, конечно, предварительно морально подготовившись.

Контрастная история

Несмотря на характерные для Андерсона декоративные приёмы, «Отель «Гранд Будапешт» вызвал у меня стойкие ассоциации с фильмами братьев Коэн «Игры джентльменов» и братьев же Руссо «Добро пожаловать в Коллинвуд». Вину тому я вижу в общем фарсе повествования, завязанной на стариках истории и всей этой беготне вокруг краденого добра. Инфантильность прошлых работ Андерсона ушла далеко на второй план, что особенно контрастно выглядит в сравнении с его предыдущим фильмом «Королевство полной луны». Мне решительно непонятно, зачем было вставлять в «Отель «Гранд Будапешт» отрубленные части тел и всякого рода показательные убийства. Они не привносят в историю ничего, кроме пары моментов шокирующего непонимания авторских целей и мотивов. Тем не менее, эти моменты дают неплохую встряску зрителям, привыкшим к более белому юмору.

Карикатурная картинка

Декорации, костюмы и грим выполнены бесподобно. А использование рисованных задников, миниатюр и кукольной мультипликации задаёт игривое настроение фильма. Некоторые кадры хочется рассмотреть повнимательнее, так как в них скрыто много юморесок. Отдельно следует упомянуть карикатурное изображение фашистов, сильно играющее картине на руку. Красные знамёна с местной свастикой на розовом фасаде отеля и Эдриан Броуди в фашистской форме смотрятся уморительно. Стоит отдать Андерсону должное, он восхитительно отточил свой кинематографический стиль. Хотя события фильма происходят где-то между Первой и Второй мировыми войнами, в нём нашлось место и для любимой Андерсоном эстетики 1960-ых годов.

Развлечение на выходной

В небольшой хронометраж фильма втиснуто больше дюжины мотивов, которые не успевают до конца раскрыться, некоторые и вовсе прерываются на полуслове. «Отель «Гранд Будапешт» пытается затронуть темы взросления, неумолимого прогресса, одиночества, любви, разницы поколений, меркантильности, бюрократии, фашизма  и пр. Каждая из них проскальзывает или упоминается в повествовании, но не имеет никакого развития, и уж тем более влияния на историю. Когда сеанс закончился, я остался с мыслью: «Что ж, было забавно, похоже на реверанс в сторону Коэнов, и наблюдается явная самоирония Андерсона, но про что же был фильм?» Я так и не нашёл для себя ответ на этот вопрос, поэтому воспринимаю «Отель «Гранд Будапешт» исключительно как развлекательную картину на один раз. И хоть в нём есть множество визуальных изворотов, у меня нет желания пересматривать фильм ради их выискивания.

Актёрский капустник

Аналогичная ситуация с актёрскими камео (полноценными ролями это сложно назвать). Актёров много, кроме самых основных, в поле зрения они попадают на пару минут, после чего исчезают или становятся массовкой. При этом даже главные герои в исполнении Ральфа Файнса и Тони Револори раскрываются однобоко. Каковы их характеры? Один – самовлюблённый франт и геронтофил. Другой – ближневосточный беженец и растяпа. Имеет ли это влияние на историю? Мизерное. Но общее впечатление от сборной актёрской солянки осталось положительное. Стоит ли говорить, что все актёры хороши? Балагурят они знатно. Благодарность за это, наверное, стоит отдать искусно прописанным диалогам и броским пассажам героев. Отдельно удивил дубляж. Приятно удивил. Правда, Вержбицкий упорно отказывался попадать в артикуляцию Файнса.

Приятное послевкусие

Во время просмотра «Отель «Гранд Будапешт» доставил мне всё заложенное в нём удовольствие. И он отлично подошёл для дождливого субботнего вечера. Насколько я могу судить, большинство зрителей выходили из зала также в приподнятом настроении. За исключением некоторых, которые были введены в заблуждение, ожидая более комедийное зрелище. Если задуматься о личных рекомендациях, то я бы посоветовал этот фильм большинству своих друзей. Но с оговоркой, что это фарс с маленькой щепоткой чёрнухи. «Отель «Гранд Будапешт» – это приятное, ненавязчивое кино, местами заставляющее смеяться в нос с зажмуренными глазами. Конечно, от работы Андерсона я ожидал чего-то менее поверхностного, но и в таком виде он меня не разочаровал. По крайней мере, «Отель «Гранд Будапешт» лучше других комедий, которые сейчас идут в российских кинотеатрах.

7 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий