понедельник, 4 июня 2012 г.

Рецензия на фильм Прометей / Prometheus

Прометей / Prometheus

Шедевральное преступление над «Чужим»

Три дня я не мог приступить к написанию, пожалуй, самой сложной рецензии на моей памяти – рецензии на фильм «Прометей». Ведь на рубеже 1980-ых Ридли Скотт подарил нам два шедевра мировой фантастики («Чужой» и «Бегущий по лезвию»), которые установили стандарты жанра, а своего режиссёра сделали впоследствии культовой персоной. «Прометей» же стал его первым научно-фантастическим фильмом с тех пор, а события картины разворачиваются во вселенной «Чужого». Вот и думай, с какой стороны подступиться к его осмыслению и оценке.

Обо всём в обратном порядке

Начать, я думаю, следует в этот раз с конца – с вердикта. «Прометей» – яркий представитель "той самой" приключенческой фантастики, фильм невероятной красоты, гармонично сочетающий в себе классические каноны жанра. Стоит ли смотреть его в кинотеатре? Несомненно! И обязательно на огромном экране в 3D. Моя личная оценка «Прометею» аналогична рейтингу большинства – 7,5 из 10. Вот только это не 75% плюсов, а, к сожалению, 25% минусов из 100%. Но об этом ниже.


Первые 3/4 «Прометея» с открытым ртом

Оператор Дариуш Вольски далеко задвинул все свои предыдущие работы, сделав «Прометей» самым красивым научно-фантастическим фильмом из когда-либо созданных. Пейзажи, интерьеры, декорации, костюмы, грим, освещение – визуальная составляющая фильма поражает и восторгает. За такую проработку следует поблагодарить художников «Прометея». Также плюсом фильма можно по праву считать использование формата 3D, без него, возможно, он не воспринимался бы столь эффектно. С технической стороны «Прометей» выглядит безупречно. Но за красивой упаковкой кроется очень странный подарок – команда корабля.

Лучшие представители человечества

Пассажиров «Прометея» можно разделить на две группы: персонажи, вышагнувшие со страниц классических фантастических книг; и герои, сошедшие с рекламных буклетов компании Apple. К первой группе относится капитан Джанек, два его помощника Ченс и Рэйвел, геолог Файфилд, биолог Миллбурн и доктор Форд. Они отлично вписываются в фантастический сеттинг…но не в хронометраж фильма, что крайне печально.

Вторая группа – это пригламуренные персонажи, которые абсолютно не подходят для космических путешествий. Вылизанный внешний вид и детское поведение андройда Дэвида можно списать на его заводской проект, а вот блондинка Вискерс и старик Вейланд явно ошиблись дверью при походе в SPA-салон. Не зря для них на борту «Прометея» оборудовали отдельную каюту со всеми удобствами.

Особняком стоят два виновника самоубийственной миссии «Прометея» по поиску отцов-прародителей человечества – палеонтологи Шоу и Холлоуэй. Их образы буквально разрываются от вызванного нелогичным поведением диссонанса, который затрагивает всех героев «Прометея». Это, собственно, и есть те 25% дёгтя, которые портят все 100% мёда «Прометея» – его сценарий.

Проблемы «Прометея» в спойлерах

Как ни пытался Ридли Скотт уйти от ярлыка приквела его же «Чужого», который повесили на «Прометей» фанаты, у него ничего не получилось. И лучше бы он ничего не делал. Конечный результат оказался не понятен обычному зрителю и вызвал негодование у поклонников вселенной. Неизвестно, кто виноват в ужасной проработке персонажей и сюжетной линии: первоначальный сценарист Джон Спэйтс, переписывавший за ним Дэймон Линделоф или же сам Ридли Скотт, пытавшийся отделаться от наследия «Чужого».

Каюсь, я хотел увидеть нового «Чужого» и новую Рипли, узнать историю происхождения Жокеев и ксеноморфов. И плевать я хотел на заявления Ридли Скотта, что это самостоятельный проект. Я был уверен, что он не сможет прокатить своих поклонников и обязательно подкинет нам пищи для размышления над событиями, предшествующими высадке «Ностромо». Но оказалось, что плюнули в меня.

Шоу далеко до Рипли

В лице Шоу мы не получили новой Рипли, хотя первые 3/4 фильма она и вела себя соответственно: самозабвенно бросилась за головой Жокея в шторм, стойко пережила сожжение любимого, самостоятельно вырезала из себя инопланетный зародыш. Но потом совершенно расклеилась. Рипли бы не полетела на планету Жокеев, чтобы спросить, за что они так ненавидят людей. Рипли бы засунула Дэвиду огнемёт в его самый узкий разъём и уничтожила бы планету Жокеев их же оружием…и спасла бы там всех кошек!

Но стоит отметить, что Нуми Рапас прекрасно справилась со своей работой, а из списка кандидатов на эту роль подошла, как мне кажется, лучше остальных. Её образ Шоу действительно чем-то напоминает созданный Сигурни Уивер образ Рипли. Но сам персонаж, к сожалению, оказывается лишь жалкой тенью величайшей героини кино-фантастики. Феминистки в США после премьеры «Прометея», наверное, будут негодовать, что главная героиня оказалась такой нюней.

Корпорации ещё пока не злые

Во всех четырёх частях «Чужих» главным врагом людей были не инопланетные твари, а корпорация «Вейланд-Ютани». В «Прометее» старик Вейланд и его дочка Вискерс представляются этакими дурачками. Первый хочет пожать руку создателям и попросить их спасти его от смерти. Да укради ты их технологии и ДНК, будь корпоративным злом! Вторая в 40 лет всё пытается самоутвердиться в глазах отца. А в его отсутствие строит из себя босса, но при этом легко ведётся на уловки чёрного пикапера с гармошкой.

Лично я не увидел смысла в этих двух персонажах, особенно, с оглядкой на их глупые смерти в конце. Экипаж «Прометея» можно было смело сократить вдвое, уделив больше внимания второстепенным персонажам – явно более харизматичным. Одного Дэвида вполне бы хватило, чтобы поставить миссию на грань провала. Тем более, что Майкл Фассбендер на 5+ справляется с ролью полубезумного андроида, желающего убить всех человеков.

Второстепенные члены экипажа

Дензел Вашингтон, поберегись, тебя явно затмевает Идрис Эльба. Капитан Джанек выглядит живым, настоящим космическим путешественником. Он курит внутри корабля, наряжает ёлку, смешно шутит, играет на гармошке, сношает и посылает начальство в лице Вискерс, ну и строит из себя под конец героя. Из второстепенных персонажей хотелось бы отдельно отметить доктора Форд (Кейт Дики). Её персонаж кажется самым адекватным на всём корабле, чем лично мне и запомнился. Отличный образ и исполнение.

А вот поведение Файфилда и Миллбурна не поддаётся никакому осмыслению. Геолог накурился и потерялся в пещере, карту которой лично составлял. А биолог полез к инопланетной твари, отчётливо напоминающей кобру. Но сами персонажи яркие, как и помощники капитана. Правда, непонятно, зачем Джанеку два помощника, неужели он такой паршивый пилот? Но это, наверное, для пущей политкорректности. Типа, дорогущей "птичкой" могут управлять негр, азиат и латинос…и они её не угнали.

Последняя 1/4 «Прометея» с недоумением

После полутора часов наслаждения красотами космоса и неизведанной планеты в «Прометее» наступает переломный момент. Заражённого Холлоуэя заживо сжигает Вискерс, зомби Файфилд разносит стыковочный шлюз, Шоу вырезает из себя инопланетного кальмара. Очень напряжённые минуты, я прямо физически ощущал, как зрители в зале вжались в свои кресла. И после всего этого нагнетания ужаса…ничего – пшик – с таким звуком всё напряжение улетело в открытый космос, оставив нас наедине с пустотой и вакуумом финала.

Финал «Прометея» удручает и огорчает фанатов

Знакомые нам с детства величественные и таинственные Жокеи предстают расой криворуких полупрозрачных солдафонов. Они облажались с зарождением жизни на Земле – серьёзно напортачили, раз уж решили уничтожить всех людей. Они не смогли защитить свою военную базу от собственного оружия. Один из их кораблей упал на соседней планете – именно его через 30 лет после событий «Прометея» найдёт экипаж «Ностромо». По всему выходит, что из Жокеев паршивые учёные, солдаты, пилоты – и это те самые создатели, мифические Боги? Это их тайну мы пытались раскрыть последние 33 года?

И будто пытаясь добить ещё трепыхающихся поклонников «Чужого» в зале, прямо перед титрами Ридли Скотт показывает нам "рождение" ксеноморфа. Хотя ксеноморфом это чудо назвать язык не поворачивается. Ведь для работы над «Прометеем» был приглашён Ганс Рудольф Гигер – человек, создавший без преувеличения самого ужасающего кино-монстра. Как же так вышло, что ксеноморф из «Прометея» похож на птеродактиля после получаса в микроволновке? Сплошное разочарование и одни вопросы.

Заключительный итог

Согласно правилам капитализма, от «Прометея» мы получили то, за что заплатили – поражающее визуальным рядом жанровое кино с отличными актёрами. Работа оператора, художников, актёров – всё это в сумме тянет на 10 из 10 баллов. Если бы не одно но – сценарий. Он убивает не только сам «Прометей», но и вселенную «Чужого». Ридли Скотт может сколько угодно утверждать, что это не приквел, а самостоятельный проект. Но в действительности это ни то и ни другое. Не удалось «Прометею» пролететь по узкому ущелью, проложенному в мировой фантастике «Чужим».

Я воспринимаю «Прометей» как вольный пересказ «Чужого», мне так легче смириться с небольшим фанатским разочарованием. Конечно, лично мне хотелось бы увидеть прямой приквел или даже ремейк «Чужого». Но не факт, что сегодня он бы выглядел так же завораживающе, как в 1979 году. В любом случае пожелаем «Прометею» больших кассовых сборов в США, чтобы Ридли Скотт смог спокойно работать над приквелом «Бегущего по лезвию»…только не как в этот раз.

P.S. Ну и не надо оставлять надежду на трёхчасовую режиссёрскую версию «Прометея», которая ответит на все возникшие вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий