Джанго переоценённый
«Джанго освобождённый» – самый рекламируемый, самый ожидаемый, самый дорогой, самый долгоснимаемый и самый длительный фильм Квентина Тарантино. Сложилось такое впечатление, что он понравился абсолютно всем и каждому. В кинотеатр меня заманивали постеры, телевизионные ролики, рецензии известных людей, лестные комментарии в соцсетях, положительные отзывы друзей и знакомых. В такой обстановке не посмотреть «Джанго» было просто невозможно…это было бы просто глупо. Тем более добротных вестернов не было слишком давно. Так насколько же обоснованы все эти восторженные оценки нового произведения Тарантино?
Список претензий длиною с член Джейми Фокса
Если перечислить по пунктам всё, что мне не понравилось в «Джанго», то на чтение этой рецензии уйдёт 2 часа 45 минут. Не стоит отрицать, что визуальная сторона и отдельные моменты фильма доставят удовольствие избранным любителям низкобюджетного кино 1960-1970-ых годов. Для всех остальных есть неуместные шутки, полуголые негритянки, необоснованное насилие и душещипательные флешбэки. Как бы мне ни хотелось похвалить «Джанго» (будучи фанатом самого Тарантино и «Бесславных ублюдков» в частности), я, к сожалению, должен признать, что в целом фильм выполнен безвкусно.
Как всегда великолепно проделанная работа оператора Роберта Ричардсона (за что он в этом году получил уже 8-ую за свою карьеру номинацию на Оскар) была выброшена в сточную канаву вместе с вырезанными кусками плёнки. За столь «роскошный» монтаж стоит поблагодарить Фреда Раскина, который пришёл на смену постоянной спутницы Тарантино – Салли Менке (она монтировала все его предыдущие фильмы). Надеюсь, что детей Раскина их моэль будет обрезать с той же тщательностью и щепетильностью, с которой их папа потрудился над «Джанго».
Большая часть сцен кастрирована понемногу в начале, середине и конце. Это неизбежно бросается в глаза и травмирует их. Какие-либо логические переходы между сценами отсутствуют, а иногда эти склейки убивают потенциально эпичные моменты. Легион защитников Тарантино скажет, что я ни мзды не понимаю в монтаже фильмов, что это следствие сжатия фильма до удобоваримого хронометража, и вообще, это стилизация под спагетти-вестерны. Господа, вам не стыдно обманывать самих себя? Признайте уже, что никогда не видели ни одного спагетти-вестерна и зря потратили 10 баксов на «Джанго». Не надо гнаться за одобрением сообщества ВКонтакте и Твиттера.
Раз уж зашёл разговор про спагетти-вестерны
В многочисленных интервью Квентин Тарантино божился, что «Джанго» был создан с глубочайшим уважением к этому уникальному для мирового кинематографа жанру. При этом он обещал рассмотреть в этом фильме болезненную для американского общества тему рабства. И он не выполнил ни одного из этих обещаний. Угрюмые диалоги про уничижение рабов и сцены их усмирения выглядят крайне нелепо на фоне общей несерьёзности фильма с его каламбурами. Куда более искусно тема рабства затронута, например, в «Догвилле» или «Амистаде». В «Джанго» же Тарантино просто пытается обосновать толерантный подход к вопросам расизма. Единственный вывод – не обижайте негров, они злые и с радостью отомстят вам за своих предков.
Что касается стилистики спагетти-вестернов, то редкие и действительно интересные моменты напрочь испорчены монтажом и непонятным саундтреком (2Pac соседствует с Джонни Кэшем, Шульц и Джанго путешествуют под песенку а-ля Дисней). Исключением является только финальная сцена, которая выполнена в полном соответствии с канонами жанра. Чтобы прийти к этому, потребовалось показать 2 с лишним часа пустой болтовни и взорвать на экране самого Тарантино. А вся обещанная жестокость до этого момента ограничивалась лишь расстрелом трупов и хлещущими из них литрами подкрашенного кукурузного сиропа.
В «Джанго» Тарантино не похож на самого себя
Сложилось такое впечатление, что за Тарантино «Джанго» снимали невольнонаёмные нигеры. Фильм воспринимается как некая отписка, будто на полпути всем надоело это снимать и они решили побыстрее закруглиться. В итоге, вышедшие в том же 2012-ом году «Семь психопатов» и «Ограбление казино», на которые наклеили ярлыки «фильмы в стиле Тарантино», выглядят куда более тарантиновскими, чем его собственное творение. Если в «Бесславных ублюдках» ведутся диалоги о кинематографе начала XX-го века и правилах поедания штруделя (потому что герои находятся в кинотеатре или едят штрудель), то «Джанго» наполнен пустыми рассказами о немецких легендах и Александре Дюма (которые притянуты за уши именами второстепенных персонажей).
Тарантино стал карикатурой на самого себя, а «Джанго» – пародией на его предыдущие фильмы. Все ключевые элементы его стиля, которые ожидал увидеть зритель, присутствуют в полной мере, но поданы в корыте для свиней. Раньше любимые нами длительные диалоги представляли собой остроумную партию в теннис между двумя отличными актёрами. Сейчас это больше похоже на игру в вышибалы, где все герои перекидываются мячами с Леонардо ДиКаприо. Их персонажи раскрываются только при общении с Кельвином Кэнди. В остальное время и при общении друг с другом они просто затягивают фильм, жуя свои роли словно табак.
Немного об актёрском составе в «Джанго»
Похоже, что восхвалять Кристофа Вальца сейчас так же модно, как Майкла Фассбендера. За свою роль в «Бесславных ублюдках» он заслуженно получил Оскар. Но в «Джанго» он похож на бородатого Джека Николсона, который участвует в постановке «Дяди Вани» на сцене Современника. Все эти наигранные ужимки и эмоциональная жестикуляция не идут на пользу фильму. Джейми Фокс в свою очередь выглядит суровым и беспринципным нигером – то есть на ура справляется со своей работой. Он же не виноват, что по сценарию его персонаж так неадекватно себя ведёт (то пускает дым из ноздрей – то хнычет как девчонка, то умеет читать – то одевается как французская шлюха).
Нахваливать Леонардо ДиКаприо особого смысла нет. Тут я солидарен с большинством. Он просто фантасмагоричен. Собственно, на его актёрской игре и держится весь фильм. Несмотря на то, что его персонаж тоже кривовато прописан. Зато вся эта страсть и экспрессия (спасибо, кстати, за достойный дубляж). А вот согласиться с похвалами в адрес Сэмюэла Л. Джексона, к сожалению, не могу. Грим и кривляния лицом сделали его похожим на персонажа шоу «Каламбур». Моментами было неприятно. Актёров третьего плана даже перечислять не буду. Все – молодцы. Джеймс Римар аж дважды молодец (правда, непонятно почему).
Тем не менее «Джанго» получает достаточно высокую оценку
Несмотря на все перечисленные выше недостатки и мою личную разочарованность, «Джанго» стоило посмотреть. Так же как, например, стоило посмотреть «Облачный атлас» или «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Неподражаемая игра Леонардо ДиКаприо, суровый Джейми Фокс, отличные актёры третьего плана, мастерская операторская работа, местами хлёсткие шутки и финальная сцена мести – всё это вместе взятое искупает грехи Тарантино, который так халтурно подошёл к своей новой работе. Да и всеобщее помешательство на «Джанго» нельзя оставить без внимания. Это уникальный прецедент для фильма Квентина Тарантино. Итак…
6 из 10
Кинг Шульц – охотник за головами, прикрывающийся своей прошлой профессией дантиста. Шульц убивает братьев работорговцев и освобождает Джанго, чтобы тот помог ему найти трех братьев Бритл, которые в прошлом были надсмотрщиками на плантации, где раньше работал Джанго. https://zombie-film.com/film-dzhango-osvobozhdennyy
ОтветитьУдалить